четверг, 11 февраля 2010 г.

Экономика WoW. Краткое исследование. Часть 2.

Если в первой части поста мы говорили о сырьевой базе и финансовой системе, сегодняшняя часть посвящена тому, без чего мертва любая экономика: производству и оказанию услуг.

Производство в Азероте высокотехнологичное (вертолеты, ракетные ускорители), но кустарное (ни одного завода по производству вертолетов я не видел). Контроля за средствами производства нет, но для того, чтобы открыть маленький свечной заводик мастерскую по производству доспехов, необходимо вложить значительное количество денег, либо эквивалентное количество времени.

Промышленность делится на тяжелую и легкую, все как у больших. К отраслям тяжелой промышленности относятся кузнечное дело, шитье, кожевничество и инженерия. Изделия тяжелой промышленности стоят дорого, но количественный объем рынка невелик: у персонажа не может быть больше 11 сумок и одного байка. Крафтовые предметы экипировки стоят дорого, в первую очередь из-за того, что их производство требует компонентов, покупаемых у государства за эмблемы/получаемых в эндгейм-рейдах.

Сопутствующих товаров в тяжелой промышленности крайне мало. Заплатки, нити, сумки, жезлы и поясные пряжки, и это, пожалуй, все. Спрос на эти товары стабилен, прямо пропорционален населенности сервера, но невелик. Вряд ли один персонаж 80 уровня поменяет больше 10 поясов за один адд-он или проебет свой единственный рунический титановый жезл.

Промежуточные выводы по тяжелой промышленности
- За исключением нескольких предметов роскоши, львиная часть стоимости крафта берется из времени и сил заказчика: он либо непосредственно фармит ингредиенты, либо отдает нафармленное золото другим фармерам.
- Тяжелая промышленность не играет в экономике Азерота заметной роли. Рынок ограничен, а прибавочная стоимость крайне низка.
- Из всех профессий тяжелой промышленности можно заработать только на инженерии (за счет производства предметов роскоши) и шитье (все-таки каждому персонажу нужно 11 сумок, и их предпочитают покупать на аукционе, а не собирать ингредиенты. К тому же себестоимость ингредиентов для сумок очень низка). На кожевничестве и кузнечном деле заработать нереально.

К отраслям легкой промышленности относятся кулинария, ювелирное дело и алхимия (также некоторые товары тяжелых отраслей могут сойти сюда: нитки, пряжки и подкладки, но их много не надо). Еда, камни и химия – важнейшая и постоянная статья расходов любого игрока 80 уровня.

Есть и пить банки надо после каждого вайпа, настои пьются раз в час, обвес шмота постоянно балансируется (случай, когда из-за одной сролленной шмотки приходится перебить все камни, абсолютно нормален)

Промежуточные выводы по легкой промышленности
- Самый высокий оборот денег совершается именно в этой сфере
- Мы не путаем оборот с капитализацией. Вот ты купил чоппер, и теперь его имеешь. А фласок на рейд тебе нужно четыре. И завтра тоже. В итоге за адд-он только на химию ты сольешь стоимость трех чопперов.
- Прибавочная стоимость здесь тоже довольно низка, поэтому нашей основной целью должно быть увеличение доли рынка, а не рентабельности единицы продукции. Как это использовать – смотрите далее.

Я не упомянул здесь зачарование и начертание (отнесенные мной к сфере услуг) и первую помощь (отнесенную мной к кустарному лечению заворота кишок древесным углем при наличии в стране медицины экстра-класса)

Оказание услуг в Азероте развито достаточно широко. Условно поделим услуги на две группы: стандартизованные и личные.

К первой группе относятся крафт на заказ (который отличается от производства так же, как ателье отличается от фабрики по производству штанов), зачарование и изготовление символов, огранка камней. Рынок широкий (далеко не все являются чантерами/ювелирами/начертателями), но, опять же, страдает кустарщинкой. Наложение чар цветное за ваши регги бесплатно, чо.

Ко второй группе услуг относятся паровозы по инстам, проституция («танк пойдет по герам за 50 голд»), помощь в выполнении ачивов, заказной рескилл, открытие двери в Крепость Бурь, и тому подобное «а еще мы выгуливаем собак». Рынка, как такового, здесь нет, хотя заказной рескилл кажется мне потенциально интересной областью.

Промежуточные выводы по оказанию услуг
- Спрос на стандартные услуги постоянно высок
- Спрос на стандартные услуги усиливается перед рейдами и днем в выходные. За все время хождения в рейды я всего один раз видел, как человек летал в Шторм респекаться, зато в выходной можно спокойно подрочить куклу, поиграться с характеристиками и смиволами.
- Спрос на стандартные услуги обостряется во время патчей
- Игроки, зарабатывающие на оказании услуг, должны особенно внимательно читать блюпосты, чтобы быть готовыми предложить именно те символы, камни и чанты, которые станут актуальными после очередного баффа/нерфа
- Игроки, желающие продавать нестандартные услуги, должны предварительно создать рынок. Например, «Прот-пал 42к анбафф со всеми ключами за три часа сделает вам Поход по запределью. 500 голд, лут ваш».
- Кроме того, таким игрокам придется решать классические проблемы любого бизнесмена, зарабатывающего на услугах: проблема второго захода, набор и удержание клиентуры, расширение прейскуранта и так далее.

В третьей части исследования вас ждет рассказ о торговле и финансовых потоках, а в четвертой мы перейдем к сладенькому. Будет МНОГО схем, бизнес-планов и методов сосредоточения всего голда вашего сервера в отдельно взятых ваших руках.

Третья часть точно будет сегодня, четвертая сегодня или завтра.
Stay tuned

13 комментариев:

  1. Уныло, даже твоего юмора почти нет. 3 часть я даже не жду, ибо кэп, но вот 4 почитал бы.

    ОтветитьУдалить
  2. Оно планировалось, как унылое :)
    Но без частей 1-3 четвертая будет просто невозможна.
    К тому же, мне самому захотелось разобраться в том, как функционирует экономика WoW. Ты ведь помнишь, что я веду блог для себя? :)

    ОтветитьУдалить
  3. Все хорошо написано. Люблю тикие классификации.

    ОтветитьУдалить
  4. Сделай еще часть 5 - куда девать голд, ума не приложу.

    ОтветитьУдалить
  5. А нет ли в экономике еще и такого эффекта как конкурентное давление государства в тяжелой промышленности. Поскольку рынок крафта оружия/доспехов ограничивается еще и тем что зачастую проще выбить себе одежку в инсте/рейде чем тратить золото на крафт и реги?
    И кстати объеддинение начертателей и энчантеров дает неплохой такрй легкопромышленный промысел.
    А сумки точно тяжелая промышленность ?

    ОтветитьУдалить
  6. 1. Это даже не "конкурентное давление". Есть огромный государственный холдинг "Эпигтяжпром" и кустари-одиночки с моторами.

    ОтветитьУдалить
  7. Ахаха! "Эпигтяжпром"! Как любят говорить на форумах, "You've made my day".
    ЗЫ: Читаешь, блин, блог по игрульке, а чувствуешь себя, как на докладе по экономике))

    ОтветитьУдалить
  8. >>А сумки точно тяжелая промышленность ?

    К тяжелой промышленности я отнес все товары неповседневного спроса, хотя по уму должен был бы, конечно, отнести только средства производства, сиречь, эпики.

    Но у меня и так много классификаций.

    ОтветитьУдалить
  9. про кожевничество и кузнечное ты не прав, и очень сильно )

    ОтветитьУдалить
  10. Я кузнец :)
    Может, на твоем сервере другая ситуация, и там все жить торопятся, чувствовать спешат, крафтят, как заведенные, и платят за крафт (на который ты в лучшем раскладе потратишь 10 минут) не 50-60 золотых, а сразу штуку или даже восемь :)

    ОтветитьУдалить
  11. знаю точно,что кожевникам платят за крафт 264 шмоток 500-800г в зависимости от шмотки( штаны 800). Но и рец стоит 1600(стоимость 1го саронита). Так на Термоштепселе. А вот инженеры.. Проще обратиться к знакомому. Ибо рец мопэда есть почти у всех. Да и не так часто нужны они - мопеды.

    ОтветитьУдалить
  12. непутевый ты кузнец, если пытаешься зарабатывать, бросая линк на свое имба-кузнечное дело в двоечку )) а как могут торопиться некоторые люди - ты себе даже не представляешь. посмотри, почем у тебя на сервере саронитовые мечеломы, например, на ауке. если не на 500 голда минимум дороже регов, но дело в моем сервере.

    ОтветитьУдалить
  13. >>непутевый ты кузнец, если пытаешься зарабатывать, бросая линк на свое имба-кузнечное дело в двоечку ))

    Я никогда не пытаюсь заработать через двоечку, я дурной штоле? :)

    Саронитовые мечеломы стоят 100 и есть уже, кажется, у всех.

    ОтветитьУдалить