пятница, 12 февраля 2010 г.

Экономика WoW. Краткое исследование. Часть 4.

Сегодня мы обобщим и применим наши знания о экономике WoW. Спасибо всем, кто не уснул, читая три предыдущие стены текста.

Начну с того, что, как и в жизни, в Азероте деньги добываются двумя основными способами: их зарабатывают и делают. Для начала решите для себя, какой способ подходит вам лучше.

Зарабатывание денег
+ Каждый психически здоровый, не патологически ленивый и не увечный человек может заработать себе на хлеб, штаны и крышу над головой ремонт, быстрого маунта и сумочку от Псении
+ Не мешает полноценной жизни. Поработали – идите дальше дрочить арену или вайпаться, кому что больше по душе.
- Много денег у вас не будет никогда. Необходимый дисклеймер: «много» - это не «омг у меня есть кольцо Кирин-тора и чоппер», а «я могу каждый день покупать рейд в ЦЛК-25 для пяти моих альтов и не замечать убытка денежной массы».

Делание денег
+ Возможность получить много денег. Миллион, например.
+ Делание денег очень интересное занятие. А в ВоВ еще и безопасное.
- Вряд ли вы будете заниматься чем-то еще. Бизнес съест ваш моск и ваше время.
- 95 процентов всех бизнесов прогорают. Это суровая реальность.

Гемблинг, попрошайничество, слив арены, покупку блестяшек, кидалово при крафте и дуэли на деньги в Голдшире мы в качестве средства добычи денег не рассматриваем: понятно, что у любой экономики есть тень, а в любом городе хоть в одной темной подворотне лежит кусочек говна. На эту тему будет отдельный большой пост, а мы с вами пока прикинемся честными гражданами.

Итак, вы решили работать. Вы обычный рейдер, вам не надо покупать седьмую ячейку для БГ и ремонтировать за свой счет кучу крабов. Вы не строите воздушных замков по поводу продажи стапицот голды за реальные деньги. Просто приятно купить нового козлика у Куренай, иногда позволить себе скрафтить свежую шмоточку после выхода контент-патча и помечтать о чоппере. Так давайте посмотрим вакансии на рынке труда Азерота.

Фермер дейликов
Смело уподоблю дейли-фермера почтальону на госслужбе. Платят мало, бегать приходится много и по заданным маршрутам. На маршрутах приходится выполнять кучу монотонных действий в строго определенной последовательности. Часовой выход – 150 золотых.

Самое плохое в этой профессии как раз большое количество скучных действий. Лети на север. Стреляй элементалей, обирай их. Лети еще северней. Стреляй великанов и гномов, дуди в дудку. Убей тупого рогу, который пытался забурстить тебя в 200-м пве-шмоте. Лети на юг, выделяй в цель осколки, применяй на них нафармленный снег, лутай. Помри от ретрика-ногебатора. Помри от лока-ногебатора. Реснись, респекнись, переоденься, убей лока. Лети на запад, выделяй в цель червяков, применяй на них квестовый предмет, убивай. Подлови ретрика-ногебатора на мобах, убей его. Выдели труп ворга, примени квестовый предмет. Бегай за воргом. Помри от ретрика-ногебатора, который реснулся и переоделся. Снова бегай за воргом. Заходи в пещеру. Обнаружь, что всех слизней только что зафармили. Прими участие в пвп-замесе 5 на 5. Реснись, обнаружь, что за время пвп слизни ожили и снова были зафармлены.

Знаете, почему именно почтальоны так часто двигаются головой и устраивают на рабочем месте кровавые побоища? Потому что это занятие реально заебывает.

Фермер героиков
Работа ближе к фрезеровщику. Довольно монотонна, требует координации и внимания, но зато вы можете ставить себе промежуточные цели: улучшить личный рекорд прохождения инста, придрочиться к циклу, перевыполнить план на 2 процента поднять свой ДПС на сотенку.

Героики хорошо фармить либо танку, либо имея статик. Три героика в час дают 40-54 золотых от государства, 20-30 за треш-мобов, 15 эмблем героизма (3/4 эпик камня) и ингредиентов на 40 золотых. Итого среднечасовая зарплата героик-фермера составляет 210-220 золотых.

В целом, работа как работа, к тому же одеваться все равно надо.

Фермер ресурсов
Знаете, почему такое количество людей собирает пустые жестяные банки и стеклянные бутылки, хотя, казалось бы, есть куча работы? Потому что, во-первых, денег в этой сфере крутится не так мало, как вы думаете, и хороший бомж зарабатывает больше почтальона. А во-вторых, лепота же! Идешь себе по парку, воздухом дышишь, на девочек смотришь, думаешь о трагедии русской интеллигенции, опа – бутылочка, опа – еще одна. Крайне медитативное и расслабляющее занятие. Я так люблю ездить кругами по Танарису, с сигареткой, чашкой кофе и под расслабляющую музычку.

Рассмотрим виды азеротских бомжей добывающие профессии WoW

- Горное дело.
Основной продукт – руда. Побочные продукты – камень, самоцветы и субстанции. Собирай яйца гансер, клай в мешок, ехай в Шторм, выставляй на аук, выгребай голду из ящика.

На рынке у горняков есть три интересных нам сегмента, которые мы сейчас с вами внимательно рассмотрим. Фактически, интеллектуальная нагрузка горняка состоит в периодическом мониторинге цен соответствующего сегмента, и фарме соответствующих ресурсов. То есть, не стоит рубать мифрил, если он дешевый.

- Мифрильно-ториевый
В этот сегмент входят мифрил, железо, торий и выпадающие из жил с этими металлами минералы и камни. Эти материалы используются для прокачки профессий альтами, находят стабильно высокий спрос. Цены на эти материалы связаны между собой и меняются пропорционально.

Мифрил продавайте в слитках. Торий и железо продавайте в руде и слитках 50/50. Все, что вы можете получить при просеивании мифрила, вы можете получить из железа или тория, причем с высокой вероятностью. Все это понимают, поэтому мифрил просеивают только неопытные люди.

Лучшая локация для сбора мифрила и железа – Бесплодные земли. Хорошие – Танарис и Внутренние земли. Лучшая локация для сбора тория – Силитус. Хорошая – Зимние ключи.

В среднем за час выходит 7-8 стеков руды и четыре-пять камней. В ценах Ткача Смерти это около 650 золотых за час.

- Адамантито-оскверненный
В этот сегмент входят оскверненное железо, адамантит, и сопутствующие им корий, этерний, изначальный огонь и изначальная земля.

Адамантит продавайте пополам, слитки и руду. Если руда стоит сильно дороже слитков, значит, активизировались нубоювелиры. Увеличьте долю руды. Оскверненку целиком плавьте и выставляйте на аук в слитках. Корий продавайте в слитках по 1 штучке. Этерний сплавляйте кузнецу, делайте жезлы и ставьте в виде жезлов. Ни для чего другого он все равно не нужен.

Даже не думайте переводить адамантит и оскверненку на закаленный адамантит/сталь. Никому на хуй не упали ПВЕ-эпики на 70 уровень.

Лучшая локация для фарма – Награнд. Решили упереться только в оскверненку – Полуостров.

В среднем за час выходит 12 стеков руды (на быстром маунте) и 1-2 извечных огня (или 5-6, если вы фармите на полуострове, но оскверненка в целом дешевле), 2-3 этерниевых жезла и 10 кориевых слитков. В ценах Ткача Смерти это те же 650 золотых.

- Саронито-титановый
В этот сегмент входят саронит, титан и извечные элементы. Это ингредиенты актуального контента, идущие на крафт. Волга, конечно, впадает в Каспийское море, но вывод мы все-таки сделаем. Спрос на эти ингредиенты сезонный, обостряется с выходом контентных патчей, а в остальное время довольно ровный. Кроме субботы и воскресенья, но эти дни для АХ и так самые оживленные: в выходные увеличивается оборот практически всех товаров: в игре банально гораздо больше народу.

Титановая руда продается только в виде руды. Саронит перегоняется в слитки и сдается вендору. Синие и зеленые камни сливаются приятелю-ювелиру или тому же вендору.

Лучшая и единственная локация для фарма – Озеро ледяных оков. В остальных локах северного Нордскола слишком мало титана.

Самое важное для фарма в этом сегменте – правильный выбор времени. Дело в том, что знаете о том, какая локация лучше всего подходит для фарма, не только вы. Для ловли момента также надо учитывать, что в РуВоВе 12 часовых поясов, Россия вам не Европа. Рассмотрим следующую табличку (время серверное, деление на три зоны условное):
Рабочие дни:
0-00– 2-00: Европа вайпается, Сибирь спит, дальний Восток идет в школу
2-00 – 6-00: Европа спит, Сибирь идет в школу, дальний Восток учит уроки
6-00 – 10-00: Европа идет в школу, Сибирь учит уроки, дальний Восток собирается в рейды, ходит в геры и фармит
10-00 – 14-00: Европа в школе, Сибирь фармит/собирается, дальний Восток вайпаецо
14-00 – 18-00: Европа учит уроки, Сибирь вайпаецо, дальний Восток спит
18-00 – 0-00: Европа собирается в рейды, фармит, вайпаецо, сибирь вайпаецо, дальний Восток спит
Итого, лучшее время для фарма на Оло в рабочие дни – ночь и раннее утро по серверу.

Выходные дни:
0-00– 6-00: Европа вайпаецо, Сибирь спит, дальний восток просыпается и фармит
6-00 – 12-00: Европа просыпается и фармит, Сибирь фарми, дальний Восток фармит
12-00 – 18-00: Европа фармит, Сибирь вайпаецо, дальний Восток вайпаецо.
18-00 – 0-00: Европа вайпаецо, Сибирь вайпаецо, дальний Восток спит.
Лучшее время для фарма на Оло в выходные дни – поздний вечер и ночь. Кстати, не стоит недооценивать зауральский сегмент РуВоВ. Вылетишь, бывало, на оло часиков в пять утра. Ну, думаешь, задроты спят. Ага, щазз. Три десятка тел с тегом <СИБИРЬ> мотаются по кругу и КОПАЮТ МОЙ ТИТАН!

Кроме выбора времени, правильно выбирайте маршрут. Пройдите по ссылке, и вы четко увидите два маленьких круга, по которым можно летать. Один – по южному краю и вдоль речки, второй – по северному краю и тоже вдоль речки. Не пытайтесь летать по большому кругу. Вы все равно не успеете на все жилы и пропустите весь центр.

За час фарма на ОЛО вы получите 12 стеков саронита, 2 стека титана, 4-5 воздухов и огней. Стоимость этого богатства на Ткаче Смерти – около 900 золотых.

Ах да, для всех добывающих профессий, кроме кожевничества, установите и настройте адд-он gathermate.

- Травничество

Основной продукт – трава. Побочные продукты – извечная и изначальная жизни. Сегментов на рынке трав три: Северный лотос, извечная жизнь и все остальное.

Дело в том, что с появлением начертания низкоуровневая трава по актуальности стала сравнима с травой из Нордскола. Символ реванша, крайне желательный для прот-вара и на восьмидесятом уровне, приготовляется из златошипа, например. Поэтому вся трава Азерота имеет стоимость примерно одного порядка (15-25 за стек, кроме ромашек и сребролиста, на которых тренируются пастись юные коровки, козы и прекрасные эльфийки), вся трава Запределья тоже имеет стоимость примерно одного порядка (но менее востребована, чем запредельская руда: травы надо просто меньше), трава Нордскола стоит копейки.

Дело в том, что собирать Северный лотос на ОЛО или, омг, в Ульдуаре – дело дохлое, его и там, и там по три кустика. Зато он, как и извечная жизнь, падает из любой Нордскольской травы (в среднем одна штучка на три стека). Скорость добычи цветов чуть выше, чем скорость добычи руды (цветы растут в менее труднодоступных местах, как правило). Поэтому за час выходит около 20 стеков травы, 6-7 единиц Северного лотоса и 6-7 извечных Жизней. В ценах Ткача это примерно 400 золотых.

Вывод: травничество менее прибыльно, чем горное дело, зато в качестве приятного бонуса вы можете фармить в любой точке Нордскола. Выберите себе локацию по вкусу и вперед, на пастбище.

- Снятие шкур
В больших количествах шкуры нужны только кожевникам, которые одновременно являются и шкуродерами. Остальные покупают их на аукционе. На аукцион шкуры попадают от тех же кожевников, которым сыкотно сбросить шкуродерство: ведь ясно, что никому эти кожи не нужны и никто снятие в качестве фарм-профессии брать не будет.

В целом, снятие шкур является небольшой прибавкой к пенсии для кожевников, и не может служить основным источником заработка.

-Инженерия
Постройте себе пылесос, и вы сможете собирать изначальные и извечные элементы из паровых облачков, снежных шаров и других метеорологических явлений, которыми так богата наша виртуальная родина.

Основные точки фарма – Шолазар и Грозовая гряда. Инженеры утверждают, что три стека огня за час они собирают, не напрягаясь.

В целом, инженерия хороший, но негибкий вариант для фармовой профессии: можно легко обрушить рынок, и не на что переключиться, если рынок уже обрушен.

-Рыбалка
Плюсы рыбалки: рыба нужна всегда и любая, начиная с позднеазеротской. На прокачку кулинарии, на рыбные пиры и на алхимию.

Минусы рыбалки: вы заебетесь ее качать. Нет, не так. Вы заебетесь. Не так. ВЫ ЗАЕБЕТЕСЬ КАЧАТЬ РЫБАЛКУ!!!111ОДИНОДИНОДИН. Кроме того, фарм любого другого ресурса не мешает вам трындеть в гильдчате. При рыбной ловле вы прикованы к поплавку, как нижний к ножке кровати.

Доход от рыбалки на ОЛО может доходить до 600 золотых в час, если вам везет. Но, в целом, добыча золота рыболовством на сугубого любителя, из тех, кто выбирает себе жену по количеству глистов в кишечнике.
Уффф, закончили с фармингом. Переходим к
Крафту и услугам

При наличии в мире огромного государственного монстра «Эпигтяжпром» азеротский крафтер подобен слесарю-одиночке с мотором. Он стоит в Шторме и спамит в трейд-канал своеобычное «Ювелирное дело все рецепты, огранка эпиков 20г». Выхлоп от профессии невелик: даже в удачное время (перед рейдами) пять-шесть клиентов в час – нормально. Сумма заработка очень нестабильная, и колеблется в диапазоне от ноля до 250-300 золотых в час.

В целом я никому не рекомендую брать крафтовую профессию для заработка. На крафте можно много заработать, но не кустарно. Как – предмет следующей части (да, их будет пять, остановите меня кто-нибудь!)

Ларечник
Тут все просто: вы покупаете (или фармите) ингредиенты, и изготавливаете химию, банки, стрелы, фласки, символы, эпические камни и прочее.

Плюсы профессии: очень широкий рынок, а по субботам и вечерами рабочих дней вообще сметают абсолютно все.

Минусы профессии: очень низкая маржа. Себестоимость фласки, уходящей за 35 золотых, составляет 31-32 тех же золотых. Кроме того, выгребая из ящика сотый стак личецвета, устанавливая счетчик фласок на 100 и уходя пить чай, вы обязательно задумаетесь, на что же вы тратите свою юность и свежесть.

Заработок на продаже крафтовых предметов может принести вам 300-400 золотых в удачный час, если вы ЧП-шник, и миллионы при правильной постановке дела, но об этом (sic!) в следующей части.

Охотник за сокровищами
Сюда относится фарм старых инстов для получения репутационных предметов, охота за БОЕ-питомцами, выбивание редких предметов для ролевиков, а также, после патча 3.3 фарм старой зелени для ингредиентов на дизенчант.

Плюсы профессии: это весело. «В натуре, сэр, новые ощущения». Вы сделаете кучу ачивок и побываете в чертовой уйме интересных мест.

Минусы профессии: нерегулярный заработок (от 50 золотых на продаже треша и лута до многих тысяч. Риск превращения в ачивзадрота.
===
Итак, мы разобрались с основными профессиями мира ВоВ. В следующей (и на этот раз последней) части мы таки начнем делать бизнес.

Stay tuned.

P.S. (окинув стену текста) ЗОМГ!

16 комментариев:

  1. Я чуток поправлю. Как китаец *зачеркнуто* Как травник, горняк и ювелир.

    Что до травы и извечной жизни. Стек извечной жизни сегодня на ткаче перешел отметку 800.
    Ага.

    Что до горного дела. 2 стека саронита (то есть, 1 стек слитков) стоят на ауке 30-38 голд. У вендора сильно меньше.

    Что до ювелирки. Или это к горному относится? Ну, неважно. Стек некоторых зеленых камней (например, кальцедония и темного нефрита) на ауке доходит до 250 голда. Пару раз видела за 300. И не падает ниже сотни.

    Я бы еще со шкуродерством интуитивно поспорила, но в нем я профан, во-первых, и мне надоело доебываться по мелочам, во-вторых. Пошли ужинать)

    ОтветитьУдалить
  2. Не смотря на стену - читается легко.
    Не упомянул тупой кил мобов - в определенных местах прибыльная фигня, особенно если есть тундровый мамонт сливать треш вендору.

    ОтветитьУдалить
  3. Ага.
    Я еще и несколько ошибок допустил, пока писал.
    Вообще, пост предполагает комменты, исправления и дополнения.

    ОтветитьУдалить
  4. Хм. Странно, что так ограниченно рассмотрел профессии.

    Начертание - себестоимость карт величия 3-4к, продаются за 6к. Если не быть тем идиотом, который хочет денег здесь и сейчас и продает карты во время ярмарки по 4.5к и иметь терпение, чтобы дождаться пока все "шустрики" свалили с рынка, то прибыль большая. Мне хватило на мотоцикл, мамонта за 16к и мамонта у Ходиров за 8к - это что помню, не говоря уж о питомцах и крафте шмоток за 2-4к.
    Задолбно перемалывать цветы, но прибыль того стоит. Ставишь аддон Панда, делаешь вов маленьким окошком, включаешь аниме и кликаешь на забинденую кнопочку пермалывания раз в три секунды. Обезьяний труд, согласна. Но час собирать руду не менее ;)
    Недавно вернулась почта от забытого альта с кучей краски, о которой я совсем забыла. Решила сделать символов - ого, деньги выгребаю из почты лопатой.

    Ювелирка - для населенных серверов наверняка не работает, но все же. Уговорила друга взять ювелирку (обычно я фанат крафтовых проф, а он мне поставляет материалы =)). Синие и зеленые нортендские камни, которые он не знал куда деть после прокачки, уходят у него на ура. Себестоимость камушков 2-10г, уходят по 20-50г. Эпик камни ограненные у нас стоят 350-600г (то есть цены очень завышенные), рейдеров мало (рп-сервер), поэтому более дешевые аналоги отлично продаются.

    Не знаю сколько по времени фармятся питомцы, но сама я спустила на них суммарно за все время не менее 30к. Знаю немало таких же психов как и я, которые собирают петов.

    Любые рецепты находящиеся "в жопе мира". Самый большой мой заработок - на лени людей. Я выставляю вендорский рецепт по "заоблачным" ценам, и его покупают! Люди ленятся проверить откуда он - продается вендором или дропается. Выставляю рецепты строго по одному, создавая иллюзию эксклюзивности.
    Божемой, да люди молоко покупали во время Нового Года! В Оргри в соседнем с ауком домишке продается за копейки - они покупают по 10г за стакан с аукциона. Смешно, но специи новогодние продающиеся у гоблинцев тоже покупали.
    После праздников я убеждаюсь, что люди либо тупы, любо дико ленивы, хотя скорее всего и то и другое.

    ОтветитьУдалить
  5. >>Хм. Странно, что так ограниченно рассмотрел профессии.

    Ну, нормально про профы надо книгу писать :)
    Огромное спасибо за ценные дополнения.
    Так полная инфа и соберется.

    ОтветитьУдалить
  6. Про саронит неожиданно верно - стак слитков вендору уходит за 25голд, на Громе (А) на ауке - за 26. Смысла рисковать и терять залог в 7.5 голд при перебитых напрочь ценах нет - проще отдать НПСу

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный, тссс. У меня с саронитом свой интерес: если Панцер не будет сдавать саронит вендорам, он отдаст мне его на просеивание. Только никому не говорите - это секрет.

    ОтветитьУдалить
  8. Дак мне ж не жалко никогда, чо ты? :)

    ОтветитьУдалить
  9. >>Самый большой мой заработок - на лени людей.
    Первые свои сто голда я сделал на медном жезле :)

    ОтветитьУдалить
  10. А обещал не К.О. =(
    Грустно...

    Самые прибыльные стороны так и не раскрыты. Жадничаешь делиться информацией? =)

    А как же
    - игра на аукционе?
    - игра на идиотах на аукционе?
    - игра на идиотах на событиях?
    ну и такая замечательная вещь как крафт сумок - единственная отдушина портных

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, очень интересно читать)

    ОтветитьУдалить
  12. Админ, на игру на аукционе нужна еще одна часть, я написал про это же.

    ОтветитьУдалить
  13. Про Саронит в корне не верно, я как мастер трансмутаций делаю на нем оооочень приличные деньги, скупая у горняков слитки по 30г за стак и варя из них титан.

    ОтветитьУдалить
  14. а вот крафт сумок расстроил, на седогриве реги дороже выходят чем стоимость сумки на АХ

    ОтветитьУдалить
  15. С сумками когда как - надо быть на волне.

    ОтветитьУдалить
  16. 1. На ПВЕ сервах фарм дейликов дает немного больше, в связи с отсутствием стенок 5 на 5. 250 в час примерно.
    2. Фарм редких питомцев - это надо терпения больше, чем для ПРОКАЧКИ РЫБОЛОВКИ!!!11 :) Как-то провел 8 часов в Болотине. Результат - 20 г с мобов.
    3. Вообще, к рыболовке действительно надо иметь соотвествующий темперамент. Сам 450 давно и уже забыл, как качал.
    4. Не побоюсь показаться жополизом, - это лучшее экономическое исследование в мире вов со времен статьей в ЛКИ (Большой и малый путь бизнеса). Что касается К.О... Ну, повторенье - мать ученья, как говорится. Ждем финальную часть.

    ОтветитьУдалить